Вашему вниманию свежие публикации:
Ниндзя — вымысел или реальность?

Япония. При этом слове воображение рисует заснеженный конус горы Фудзияма, картины разрушительных землетрясений и цунами и, конечно же, — ниндзя. С легкой руки Голливуда образ ниндзя, этакого супермена, одетого в черную униформу и способного голыми руками расправиться с дюжиной противников, крепко вошел в сознание людей, особенно подростков. О ниндзя пишут книги, снимают кино, рисуют комиксы. В любом магазине можно найти «настоящую» одежду ниндзя, знаменитый короткий меч, сюрикены, и прочие атрибуты. Ширится поток книг, в которых мнимые мастера ниндзюцу торопятся раскрыть свои секреты. А в газетах можно нередко встретить объявление типа «истинный мастер ниндзя ищет учеников». Однако все выше перечисленное преследует одну единственную цель — выкачать из кармана доверчивого потребителя как можно больше денег. Не спорю, когда на экране ниндзя одними руками укладывает на землю 5-7 самураев, это впечатляет, но — увы! — меч в руках самурая был для безоружного противника смертным приговором.

Ниндзя, кто они, эти загадочные «люди-тени», «ночные дьяволы», «серые призраки»? Откуда они шагнули на страницы книг, кино- и видеоэкраны? Для начала — немного истории.

[youtube]6jjKOfhu6vw[/youtube]

Начиная с Х века в Японии шла непрерывная гражданская война. Кланы с упоением резали друг друга, объединяясь лишь против тех, кто мог объединить их всерьез и надолго. Так продолжалось вплоть до 1615 года, когда сёгун — военный диктатор — Токугава Иэясу завершил объединение страны, начатое еще его дедом. (Кстати, эти события блестяще описаны Джеймсом Клейвелом в его знаменитом романе «Сёгун», который, последствии был экранизирован.) Наступил мир, продолжавшийся 250 лет, вплоть до буржуазной революции Мейдзи, положившей конец режиму изоляции и господству сёгунов династии Токугава.

Итак, эпоха гражданских войн. Эпоха бесконечных стычек, осад, сражений. Время великих союзов и предательств, время, когда на арену мировой истории вышли самураи. Появившись в Х веке, они вплоть до революции Мейдзи 1868 года были истинными хозяевами страны. Наиболее точно и правильно термин «самурай» может быть переведен как «тот, кто служит». Самураем называли человека, имевшего право носить меч и который находился в вассальной зависимости от сёгуна или дайме — крупного феодала, доход которого превышал 10000 коку (1500 тонн) риса в год. Начиная с Х века, когда императорская власть стала медленно утрачивать свои позиции, самураи стали играть определяющею роль в истории Японии. Превосходные фехтовальщики, знатоки боевых искусств, фанатично преданные своему господину, они готовы были выполнить любой приказ своих командиров. Самурай не мыслил свою жизнь без служения господину, войны и бусидо — кодекса чести. Но во время гражданских войн, главным девизом становятся слова «цель оправдывает средства»! То, что было бы невозможно с точки зрения бусидо: шпионаж, диверсии, террор, с успехом воплощалось в жизнь руками загадочных ниндзя, знатоков таинственного искусства ниндзюцу. Японское слово «ниндзя» обозначается двумя иероглифами. Верхний, «нин» (в другом прочтении — синобу), читается как «выносливость», «терпение», «стойкость», «упорство». Нижний, «дзя», переводится как «тайный», «незаметный», «скрытый». Следовательно, ниндзя — человек, который действует тайно и скрытно, а слово «ниндзюцу» означает «искусство тайных действий». Но все не так просто. Сам иероглиф «нин» образован двумя меньшими иероглифами, один из которых означает «меч, лезвие, клинок», а другой — «дух, сердце». Следовательно, наиболее точно слово «ниндзя» можно перевести так: «хотя враг угрожающе держит клинок около моего сердца, я выстою и одержу победу!» Однако слово «ниндзя» появилось в японском языке лишь в ХХ веке. Ранее, те же иероглифы читали по-другому — «синоби-но моно», что означает «скрывающийся человек», «человек, проникающий тайно». Задолго до того как появилось слово «ниндзя», в Японии существовали многочисленные производные от слова «синоби», означающего «терпеть», «скрываться»: синобиёру — подкрадываться; синобииру — тайно проникать куда-либо; синобисугато-дэ — переодевшись, инкогнито, под чужим именем; синобиаси-дэ — на цыпочках, и т.д. Слово «синоби» было не единственным термином для обозначения представителей «рыцарей плаща и кинжала». Читая японскую литературу можно встретить упоминание о кадзя («человек, проникающий через отверстия»), уками-бито («вызнавающий человек»), мицумоно («тройные люди»), дацуко («похитители слов»)…

В средневековом труде «Буке мёмокусе» («Термины смурайских родов») говорится: «Синоби-но моно выполняют различные шпионские задания. Их называют еще «кадзя» или «тедзя». Служба их заключается в том, что бы тайно проникнуть в чужие провинции и узнать положение дел во вражеском лагере или по временам, смешавшись с противником, вызнать его слабые места». В «Этиго гунки» («Воинская повесть провинции Этиго») читаем следующее: «В пятый день десятой луны того же года (1548) [Уэсуги] Кагэтора присвоил звание кикимоно-яку — «служащие слушателями» — семерым приближенным слугам. Троих он послал в провинцию Каи, остальные поселились в провинциях Эттю, Ното и Кага. Кикимоно-яку — это такой вид служащих, которых называют еще синоби-но моно, мэцукэ или ёкомэ (косящие глаза). Они ежедневно сообщают о государственной политике других провинций, о поступках их чиновников и даже об обычаях простолюдинов». В историческом труде «Ноти кагами», написанном в середине XV века говорится: «Что касается синоби-но моно, говорят, что они с легкостью тайно проникают во вражеские замки. Они соблюдают тайну и известны лишь под псевдонимами, в западной стране (Китае) их называют «сайсаку». А стратеги зовут их «кагимононо-хики» (вынюхивающие и подслушивающие)». Анализ этих цитат показывает, что синоби, они же — ниндзя, могли происходить из разных слоев общества. Это мог быть и самурай из знатного рода, и пойманный разбойник, который в обмен на помилование соглашался рискнуть жизнью, что в корне меняет представление о ниндзя как о некой касте, поставленной вне закона. Выражаясь современным языком, ниндзя были оперативными работниками, заброшенными в глубокий вражеский тыл. В средневековой литературе Японии можно отыскать десятки примеров, когда самурай, подчиняясь приказу своего господина, переходил на сторону врага. Дальше все зависело от конкретной задачи. Иногда самурай, переодевшись, вернее – став простым крестьянином или ремесленником, годами жил около вражеского замка, ожидая приказа действовать. Иногда перебежчик делал на новой службе блестящую карьеру, а его новой господин и не подозревал, что верный телохранитель, не раз спасавший ему жизнь, — двойной агент. Зачастую эти задания были «билетом в один конец». Самурай, надев платье крестьянина, терял все права и привилегии. Любой из солдат мог безнаказанно убить простолюдина, что бы проверить остроту своего клинка. А разоблаченного «двойника» ожидала медленная, мучительная смерть. Годами жить как простой крестьянин, купец, ремесленник, держа при этом «глаза и уши на ширине плеч», и, не вызывая ни малейших подозрений, собирать и отправлять господину ценнейшую информацию, — вот истинный смысл ниндзюцу — искусства быть невидимым.

Говоря о ниндзя, нельзя не упомянуть о нескольких стереотипах, прочно вошедших в сознание людей. Речь идет о знаменитом комбинезоне из черного шелка, сюрикенах (метательных дисках с остро заточенными краями) и прямом мече. Черный цвет не маскирует в темноте, он очень сильно бликует (проверенно в деле). Наиболее подходящий для маскировки цвет этот — темно-зеленый или коричневый. Метание сюрикена не было привилегией лишь одних ниндзя. До наших дней сохранилось сюкендзюцу — искусство метания заостренных предметов. Человек, в совершенстве владеющий сюкендзюцу, может метать все что угодно: и бритвенное лезвие, и отвертку, и тяжелый охотничий нож. И, наконец, прямой меч был очень большой редкостью в Японии. Во-первых, из-за особенности изготовления клинков. А во-вторых, из-за уникальности японских доспехов. Японские доспехи, являющиеся доспехами ламелярного типа, — чисто японское изобретение. Они представляли собой ряд заходящих друг за друга стальных пластин, обклеенных кожей и покрытых цветным лаком, которые скреплял между собой длинный шелковый шнур. Такой доспех было гораздо легче прорезать, чем прорубить. Именно поэтому на протяжении десяти веков главным оружием самурая была катана — длинный кривой меч, по форме лезвия очень похожий на шашку казаков. Прямой короткий меч был практически бесполезен в схватке с самураем, облаченным в доспехи и вооруженным катаной. В феодальной Японии, раздираемой усобицами, выживание напрямую зависело от владения боевыми навыками. До наших дней дошел список из десяти боевых искусств, которыми должен был владеть самурай. Он состоит из трех частей: главной, второстепенной и дополнительной. В первую часть, обязательную для каждого, входили: тодзицу — искусство владения мечом, содзицу — искусство владения копьем, кюдзицу — искусство стрельбы из лука, бадзицу — искусство верховой езды, суиеидзицу — искусство плаванья в доспехах. Во вторую часть входили: тессендзицу — искусство боевого веера (боевой веер, обычно представлявший собой медную пластину, был одним из отличительных признаков высших офицерских чинов и в умелых руках являлся страшным оружием), дзодзицу — искусство владения посохом, дзуттеддзицу — искусство владения кинжалом. В третью — кусаридзицу — искусство цепи и других орудий и тоири-но-дзицу — оккультные искусства. Как видите, этот список практически не отличается от списка боевых искусств, которыми якобы владели ниндзя.

И все же, если ниндзя — не более чем миф, то каковы его корни? Ответ один — человеческий фактор. Самураи могли легко поверить в то, что загадочная смерть их господина лежит на совести ниндзя, этакого супермена, продавшего душу дьяволу. Но они не допускали и мысли что под личиной оборванного, вонючего крестьянина, недавно вышедшего из ворот замка, может скрываться самурай, который действовал по прямому приказу своего господина. На загадочных ниндзя валили всё: и необъяснимый пожар на складе с амуницией, и таинственную гибель гонца с чрезвычайно важным известием. Люди всегда бояться неизвестного, неуловимые ниндзя внушали страх. К тому же надо учитывать психологию средневекового человека, для него существование оборотней, вампиров, и прочей нечисти не вызывало сомнений, так что нечего удивляться тому, что миф о ниндзя пустил столь глубокие корни. На западе слово «ниндзя» впервые прозвучало в романе Джеймса Клейвела «Сёгун». Этот роман можно считать отправной точкой «ниндзямании» охватившей мир. И все же Клейвел, сам того не подозревая, показал в своем романе настоящего ниндзя. Это Миура, староста деревни, который на самом деле был одним из преданнейших самураев Торонаги.

ХОДЗЁ ДЗИН СУКЕ

— Замок разрушен, пал от меча твой отец.

Братья твои средь огня обрели свой конец.

Жены их, дети и сестры твои — все мертвы.

Там, средь развалин, я слышал лишь крики совы.

Месть совершив, ты обязан свой род возродить,

Вражеской кровью могилу отца оросить.

Боги помогут — по воле их спас я мечи,

Рода святыню. За мной смерть крадется в ночи.

Даймо поклялся под корень наш род извести.

Слушай, три дня и три ночи провел я в пути.

Следом за мною отряд самураев идет.

Если настигнут — тебя ничего не спасет.

Должен бежать ты, — вдруг вестник на землю упал.

— Я умираю, прощай господин, — прошептал.

Долго над телом буддийский священник стоял.

Вестью ужасной повергнутый он размышлял.

Будда великий, что делать мне? Дай же совет.

Кто я, Священник Генкай, что дал Будде обет?

Верный отцовскому слову Ходзё-самурай?

В шуме листвы он услышал слова «Сам решай!»

Как самураю — по воле отца поступать,

Но и обеты святые нельзя мне забыть.

Стать самураем и душу на век потерять.

Верным быть Будде и род свой позором покрыть.

Смерть над людьми тяготеет, ее избежать

Нам не дано, мир покинем опавшей листвой.

Долг самурая убийцу отца покарать.

Думать забудь, что потом вдруг случится с тобой.

С шелестом тихим явился из ножен клинок.

— Именем предков своих на мече я клянусь.

Даймо Тогава, закончился ныне твой срок.

За головою твоею я скоро вернусь.

Вестника мертвое тело земле он предал.

В горы Хидака Ходзё, жизнь спасая, ушел.

Там, средь лесистых долин, он о мести мечтал.

В думах тяжелых Ходзё дней не мало провел.

Даймо Тогава, он лучший в Японии меч.

Если вступлю я с ним в бой, то мне больше не жить.

Взмахом единым снесет он мне голову с плеч,

Но и заветы бусидо я должен хранить.

Он в одиночестве долго бродил средь долин

(Там, где еще не ступала людская нога),

Прежде чем понял, что выход возможен один —

Сталь оголить на мгновенье быстрее врага.

Видели горы, как Воле сдавался злой рок.

Тот самурай, кто пощады себе не давал.

Словно луч света во тьме появлялся клинок,

Ножны покинув, он, круг очертив, исчезал.

Сотни и тысячи раз он выхватывал меч,

Стоя, колено склонив, или сев на земле.

Долго Ходзё постигал смертоносную речь

Той, чье призвание жизнь уподобить золе.

Даймо Тогава погиб, рассеченный клинком.

Он, не окрасив меч кровью, повержен был в прах.

Так рассчитался Ходзё с ненавистным врагом,

Имя свое обессмертив в грядущих веках.

Ходзё Дзин Суке — реальная историческая личность. Жил в Японии в начале XVI века. Создатель школы мгновенного обнажения меча.

Даймо — феодальный правитель в средневековой Японии.

Бусидо — кодекс чести японских самураев.

Сергей Журавлев

Литература

1. Носов К.С. Вооружение самураев. М., «АСТ», 2001.

2. Гвоздев А.С. Самураи: путь меча. Мн., «Современное слово», 2001.

3. Уэстбрук А., Ратти О. Секреты самураев. РнД., «Феникс», 2000.



  1. Мария 08.04.2010

    Эх, ниндзя — легенды 80-90х. Помню, как мальчишки по ним фанатели!

  2. Андрей 13.10.2011

    Не совсем так. Автор тенценциозен и добивается комментов нечестным путём. Ниндзя существовали как семьи-отряды крестьян, пытающихся выжить и защитить себя от давления эксплуатирующего сословия самураев. Иногда эти попытки были довольно успешными, в некоторых регионах особо ретивые самураи, убивающие крестьян направо и налево (ради проверки меча), гибли от руки родственников убитых крестьян. Это было справедливое возмездие. Удар в спину, удар из мрака ночи — всё, что могли противопоставить крестьяне подготовленным и охраняемым самураям.

  3. Olegan 09.04.2013

    Хорошая статья.Всё в точку.Правда,ламелярный доспех не был изобретением японцев.И из прочих доспехов этого типа японские далеко не на первом месте.Разве что декор отличный.Но это только у знатных самураев.


0